Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 01.12.2024, 09:57

МОУ "Аксаринская СОШ"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [16]
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Разработка урока по русскому языку на тему: учителя русского языка Мирсаевой А.А.

                                                                          


 

 

 

Сочинение по картине И. Е Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

 

Урок развития речи в 6 классе был посвящен подготовке к сочинению-повествованию по картине И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», цель которого – воспитание наблюдательности и любознательности, осуществление межпредметных связей и воспитание у учащихся интереса к литературе, к краеведению ( к личности А.Пушкина и Г.Р.Державина); формирование их эстетических вкусов, интереса к живописи; любви к творчеству русского писателя и поэта А. С. Пушкина; развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи; закрепить знания о прилагательных как важного выразительного средства; активизация в речи учащихся имен прилагательных, употребляемых для описания картины.

 

Оборудование урока: репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», выставка репродукций картин: Н. Н.Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», А. А. Наумов «Дуэль Пушкина с Дантесом», И. Е. Репин и И. К. Айвазовский «Прощай, свободная стихия».

 

Подготовительная работа: учащиеся заранее заучивают стихотворения А.С.Пушкина.

 

Ход урока

I.                  Организационный момент

 

Вступительное слово учителя

 

1. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи.

-         Ребята, сегодня мы с вами в гостях у великого русского писателя и поэта в картинной галереи, посвященной А. С. Пушкину. Как видите, здесь чувствуется дух поэта. Нас окружают картины художников, которые так охотно обращались к личности писателя. Мы с вами не просто посетим картинную галерею, но и обогатим свои знания о Пушкине, соберем материал для предстоящего сочинения.

2)    Беседа.

-         Что вы знаете о жизни и личности А. С. Пушкина?

-         Какие его сказки и стихотворения вы читали и изучали?

-         Что вам понравилось в них?

-         Что можете прочитать наизусть? (чтение наизусть стихотворений и отрывков)

-Молодцы! Ребята, мы знаем, что развитию поэтического дарования Пушкина способствовали годы учебы в лицее. Это было специальное учебное заведение для детей дворян. Лицеисты издавали рукописные журналы, в которых появлялись и стихи Пушкина. Как-то прочитав в журнале опубликованное стихотворение Пушкина, В. А. Жуковский, известный тогда поэт, приехал в лицей специально, чтобы познакомиться с ним. А позже в письме к своему другу, поэту П. А. Вяземскому, он писал: «Я сделал приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным… Милое живое творение! Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». Поэтому сегодня мы с вами задержимся у картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», который изобразил событие, которое описано Пушкиным. (один из учеников читает воспоминание А.С.Пушкина о том, как произошла встреча с Державиным, текст  дан на карточке-информаторе):

«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, взволновались… Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел подперши голову рукою… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…

Не помню, как я окончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли».

- Ребята, кто же такой Г. Р. Державин? Давайте познакомимся с историко-литературным материалом о Державине. (один из заранее подготовленных учащихся рассказывает о Г. Р. Державине).

В 1815 году на экзамене по русской словесности А. Пушкин встретился с Гаврилом Романовичем Державиным, одним из крупнейших русских поэтов XVIII века, нашим земляком. Он родился в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры  (ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием. Был так хорошо знаком с историей местного края, что даже будучи гимназистом возглавлял археологическую экспедицию. Когда Державину пришлось уехать из Казани, которую называл «колыбелью своих первоначальных дней», он в течение многих лет поддерживал тесную связь с нашим городом: неоднократно приезжал, переписывался с казанскими студентами – начинающими литераторами, помогал им. А после смерти поэта его вдова пожертвовала немалую для того времени сумму денег (30 тысяч рублей) на стипендии нуждающимся студентам Казанского университета.

В Казанском Государственном музее до сегодняшнего дня хранятся некоторые подлинные вещи Державина.

 

II.  Анализ картины.

-   Итак, ребята, мы с вами окунулись в мир Пушкина. Но прежде чем приступим к работе над картиной художника И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене» поговорим о творце этого произведения.

1)     Чтение стихотворения поэта С. Городецкого о И. Е. Репине

Какой старинной красотой

Уединенный сад цветет,

Где жизнью мудрой и простой

Художник радости живет…

 

Светлый весь, глаза сияют,

Голубую седину

Ветер утренний ласкает,

Будто легкую волну.

 

Не устал он, не измаян,

Полон силы и борьбы,

Сада яркого хозяин,

Богатырь своей судьбы…

 

2)    Беседа о художнике.

-         Какие сведения о художнике вы получили из домашнего упражнения 427?

-         Какие его картины вы знаете?

 

3)    Анализ произведения живописи.

-         Ребята, прежде чем приступить к анализу произведения живописи необходимо помнить о том, что жанр произведения живописи определенным образом «диктует» тип сочинения. Так пейзаж, портрет, натюрморт требует, как правило, описания и рассуждения; жанровая картина – повествования с элементами описания (рассуждения). (Высвечивается слайд с таблицей)

-         К какому жанру живописи относится картина «Пушкин на экзамене»? (Историко-бытовая)

-         Сочинение какого типа мы с вами будем писать (и составлять устно)? (Повествование с элементами описания и рассуждения).

-         Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Пушкин на лицейском экзамене» и изучите все детали картины. ( ребята внимательно рассматривают репродукцию).

-         Нравится ли вам картина? Чем она привлекает? Что в ней интересного? (Она открывает страницы жизни великого поэта.)

-         Почему И. Е. Репин обратился к теме Пушкина? Что хотел сказать своей картиной? (Художник очень любил поэта, преклонялся перед его творчеством, хотел выразить свою любовь к нему и внести свой вклад в пушкиниану. У него еще есть картина о Пушкине, написанная совместно с художником И. К. Айвазовским «Прощай свободная стихия», где поэт изображен на берегу Черного моря, а так же картина «Пушкин над Невой», над которой работал долгих двадцать лет, но так и не поставил под ней своей подписи.)

-         Поясняет ли название картины замысел автора? Почему она называется «Пушкин на экзамене», а не «А. С. Пушкин на экзамене»? (Художник хотел показать момент открытия таланта молодого Пушкина, тогда еще никому не известного.)

-         О чем художник рассказывает в своей картине, каков его сюжет?

-         А чтобы лучше понять произведение живописи давайте «перенесемся» в далекие события и сопоставим его с картиной.            ( Учащиеся знакомятся с текстом описания эпизода экзамена, который дан на карточке-информаторе)

«Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них были торжественные и отчаянные. Спрашивали Пушкина. Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову.

-                     Осмелюсь просить внимания Вашего, Гаврила Романович. Господин Пушкин сочинил стихи под названием «Воспоминания о Царском Селе»,- сказал Галич.

Пушкин кашлянул и неуклюже вытащил из-за обшлага бумажку. Но он не заглянул в него, а скомкал в кулаке и начал читать:

                              Навис покров угрюмой нощи

                              На своде дремлющих небес…

Державин открыл глаза, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо.

    Пушкин читал все больше воодушевляясь. Голос его становился все увереннее и звонче. Руки его задвигались, глаза засияли.

    Пушкин читал о нашествии Наполеона, о родной Москве, о победе над врагом. Голос его звенел металлом.

  Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, что в зале сидит множество людей, что за столом экзаменаторы, а у Державина на щеке слёза. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала. Среди гостей прокатился гул».

 

4)    Словарно-орфографическая работа (уточнить значение слов по словарю).

 

Высвечивается слайд №1

 

Эполеты

Вензель

Ботфорты

Фрак

Обшлаг

 

5)    Знакомство с опорными словами и словосочетаниями.

( ещё раз обратить внимание учащихся на роль прилагательных в языке как важного выразительного средства).

           а) упр. 429.

 

6)     Ответы на вопросы упр. 428.

                     а) ответы на вопросы данные в учебнике;

                     б) вопросы требующие размышления и доказательства:

-         Кто является главным действующим лицом: Пушкин или Державин? Почему?

-         Как это сумел показать художник? (Композицией: Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке и т.д.)

-         Что привлекает внимание  в облике Державина?

-         Какова реакция окружающих на происходящее?

-         Какие чувства и мысли она вызывает?

-         Что хотел сказать И.Е.Репин своей картиной?

-         Какой может быть основная мысль сочинения?

 

III.   Работа по готовому плану.

 

1)     Высвечивается слайд №2.

 

План.

1)     Экзамен в Лицее.

2)     Обстановка, в которой проходил экзамен (зал, присутствующие).

3)     А.С.Пушкин – главный герой картины (выражение лица, глаз, поза поэта, настроение).

4)     Чтение стихотворения «Воспоминание в Царском Селе».

5)     Отзыв поэта Г.Р.Державина о юном поэте.

6)     Моё впечатление от картины.

 

IV.   Закрепление знаний.

 

1)     Составление учащимися самостоятельных высказываний по плану, в ходе которых исправляются речевые недочеты. Особое внимание уделяется роли прилагательных в языке как важного выразительного средства.

 

V.    Обобщение.

1)     Слово учителя

-         Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями, ответили на все поставленные вопросы. Да, картина И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене» - светлая, правдивая, добрая, что художник, очень любивший поэта, называвший его «гением из стали», сумел выразить эту любовь к нему и веру в то, что Пушкин станет «солнцем русской поэзии».

В одном из своих пи

Категория: Мои статьи | Добавил: Miljas (18.03.2010)
Просмотров: 6786 | Рейтинг: 3.7/15
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz