Разработка урока по русскому языку на тему: учителя русского языка Мирсаевой А.А.
Сочинение по картине И. Е
Репина «Пушкин на лицейском экзамене»
Урок
развития речи в 6 классе был посвящен подготовке к сочинению-повествованию по
картине И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»,цель которого – воспитание
наблюдательности и любознательности, осуществление межпредметных связей и
воспитание у учащихся интереса к литературе, к краеведению ( к личности
А.Пушкина и Г.Р.Державина); формирование их эстетических вкусов, интереса к
живописи; любви к творчеству русского писателя и поэта А. С. Пушкина; развитие
и совершенствование навыков устной и письменной речи; закрепить знания о прилагательных
как важного выразительного средства; активизация в речи учащихся имен
прилагательных, употребляемых для описания картины.
Оборудование
урока: репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»,
выставка репродукций картин: Н. Н.Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», А.
А. Наумов «Дуэль Пушкина с Дантесом», И. Е. Репин и И. К. Айвазовский «Прощай,
свободная стихия».
1. Подготовка
учащихся к восприятию произведения живописи.
-Ребята, сегодня мы с вами в гостях у великого
русского писателя и поэта в картинной галереи, посвященной А. С. Пушкину. Как
видите, здесь чувствуется дух поэта. Нас окружают картины художников, которые
так охотно обращались к личности писателя. Мы с вами не просто посетим
картинную галерею, но и обогатим свои знания о Пушкине, соберем материал для
предстоящего сочинения.
2)Беседа.
-Что вы знаете о жизни и личности А. С. Пушкина?
-Какие его сказки и стихотворения вы читали и
изучали?
-Что вам понравилось в них?
-Что можете прочитать наизусть? (чтение наизусть
стихотворений и отрывков)
-Молодцы!
Ребята, мы знаем, что развитию поэтического дарования Пушкина способствовали
годы учебы в лицее. Это было специальное учебное заведение для детей дворян.
Лицеисты издавали рукописные журналы, в которых появлялись и стихи Пушкина.
Как-то прочитав в журнале опубликованное стихотворение Пушкина, В. А.
Жуковский, известный тогда поэт, приехал в лицей специально, чтобы
познакомиться с ним. А позже в письме к своему другу, поэту П. А. Вяземскому,
он писал: «Я сделал приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным…
Милое живое творение! Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться,
чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».
Поэтому сегодня мы с вами задержимся у картины И. Е. Репина «Пушкин на
лицейском экзамене», который изобразил событие, которое описано Пушкиным. (один
из учеников читает воспоминание А.С.Пушкина о том, как произошла встреча с
Державиным, текстдан на
карточке-информаторе):
«Державина
видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815
году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, взволновались… Державин был
очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его
утомил. Он сидел подперши голову рукою… Он дремал до тех пор, пока не начался
экзамен в русской словесности. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались
его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел
мои «Воспоминания в Царском селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах
описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя
Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным
восторгом…
Не помню,
как я окончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня
требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли».
- Ребята,
кто же такой Г. Р. Державин? Давайте познакомимся с историко-литературным
материалом о Державине. (один из заранее подготовленных учащихся рассказывает о
Г. Р. Державине).
В 1815
году на экзамене по русской словесности А. Пушкин встретился с Гаврилом
Романовичем Державиным, одним из крупнейших русских поэтов XVIII века, нашим земляком. Он родился
в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры(ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии,
увлекался поэзией, музыкой, рисованием. Был так хорошо знаком с историей
местного края, что даже будучи гимназистом возглавлял археологическую
экспедицию. Когда Державину пришлось уехать из Казани, которую называл
«колыбелью своих первоначальных дней», он в течение многих лет поддерживал
тесную связь с нашим городом: неоднократно приезжал, переписывался с казанскими
студентами – начинающими литераторами, помогал им. А после смерти поэта его
вдова пожертвовала немалую для того времени сумму денег (30 тысяч рублей) на
стипендии нуждающимся студентам Казанского университета.
В
Казанском Государственном музее до сегодняшнего дня хранятся некоторые
подлинные вещи Державина.
II.Анализ
картины.
-Итак, ребята, мы с вами окунулись в мир Пушкина. Но
прежде чем приступим к работе над картиной художника И. Е. Репина «Пушкин на
лицейском экзамене» поговорим о творце этого произведения.
1)Чтение стихотворения поэта С. Городецкого о И. Е.
Репине
Какой
старинной красотой
Уединенный
сад цветет,
Где
жизнью мудрой и простой
Художник
радости живет…
Светлый
весь, глаза сияют,
Голубую
седину
Ветер
утренний ласкает,
Будто
легкую волну.
Не устал
он, не измаян,
Полон
силы и борьбы,
Сада
яркого хозяин,
Богатырь
своей судьбы…
2)Беседа о художнике.
-Какие сведенияо
художнике вы получили из домашнего упражнения 427?
-Какие его картины вы знаете?
3)Анализ произведения живописи.
-Ребята, прежде чем приступить к анализу произведения
живописи необходимо помнить о том, что жанр произведения живописи определенным
образом «диктует» тип сочинения. Так пейзаж, портрет, натюрморт требует, как
правило, описания и рассуждения; жанровая картина – повествования с элементами описания (рассуждения).
(Высвечивается слайд с таблицей)
-К какому жанру живописи относится картина «Пушкин на
экзамене»? (Историко-бытовая)
-Сочинение какого типа мы с вами будем писать (и
составлять устно)? (Повествование с элементами описания и рассуждения).
-Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Пушкин на
лицейском экзамене» и изучите все детали картины. (ребята внимательно рассматривают репродукцию).
-Нравится ли вам картина? Чем она привлекает? Что в
ней интересного? (Она открывает страницы жизни великого поэта.)
-Почему И. Е. Репин обратился к теме Пушкина? Что
хотел сказать своей картиной? (Художник очень любил поэта,преклонялся перед его творчеством, хотел выразить свою любовь к нему и
внести свой вклад в пушкиниану. Унего еще
есть картина о Пушкине, написанная совместно с художником И. К. Айвазовским
«Прощай свободная стихия», где поэт изображен на берегу Черного моря, а так же
картина «Пушкин над Невой», над которой работал долгих двадцать лет, но так и
не поставил под ней своей подписи.)
-Поясняет ли название картины замысел автора? Почему
она называется «Пушкин на экзамене», а не «А. С. Пушкин на экзамене»? (Художник
хотел показать момент открытия таланта молодого Пушкина, тогда еще никому не
известного.)
-О чем художник рассказывает в своей картине, каков
его сюжет?
-А чтобы лучше понять произведение живописи давайте
«перенесемся» в далекие события и сопоставим его с картиной. (
Учащиеся знакомятся с текстом описания эпизода экзамена, который дан на карточке-информаторе)
«Зал был наполнен гостями,
родителями и родственниками. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров
и вензелей. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных
формах. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и
ботфортах. Лица у них были торжественные и отчаянные. Спрашивали Пушкина. Поэт
стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову.
-Осмелюсь просить внимания Вашего, Гаврила Романович.
Господин Пушкин сочинил стихи под названием «Воспоминания о Царском Селе»,-
сказал Галич.
Пушкин кашлянул и неуклюже
вытащил из-за обшлага бумажку. Но он не заглянул в него, а скомкал в кулаке и
начал читать:
Навис покров
угрюмой нощи
На своде дремлющих небес…
Державин открыл глаза,
посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо.
Пушкин читал все больше воодушевляясь.
Голос его становился все увереннее и звонче. Руки его задвигались, глаза
засияли.
Пушкин читал о нашествии Наполеона, о
родной Москве, о победе над врагом. Голос его звенел металлом.
Галич сложил ладони на животе и
удовлетворительно покачивал головой в такт. Державин поднялся и протянул обе
руки к Пушкину. Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, что в зале сидит
множество людей, что за столом экзаменаторы, а у Державина на щеке слёза. Он
тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала. Среди гостей прокатился
гул».
4)Словарно-орфографическая работа (уточнить значение
слов по словарю).
Высвечивается
слайд №1
Эполеты
Вензель
Ботфорты
Фрак
Обшлаг
5)Знакомство с опорными словами и словосочетаниями.
( ещё раз
обратить внимание учащихся на роль прилагательных в языке как важного
выразительного средства).
а) упр. 429.
6)Ответы на вопросы упр. 428.
а) ответы на вопросы
данные в учебнике;
б) вопросы требующие
размышления и доказательства:
-Кто является главным действующим лицом: Пушкин или
Державин? Почему?
-Как это сумел показать художник? (Композицией:
Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из
изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны,
пуговицы на фраке и т.д.)
-Что привлекает вниманиев облике Державина?
-Какова реакция окружающих на происходящее?
-Какие чувства и мысли она вызывает?
-Что хотел сказать И.Е.Репин своей картиной?
-Какой может быть основная мысль сочинения?
III.Работа по
готовому плану.
1)Высвечивается слайд №2.
План.
1)Экзамен в Лицее.
2)Обстановка, в которой проходил экзамен (зал,
присутствующие).
3)А.С.Пушкин – главный герой картины (выражение лица,
глаз, поза поэта, настроение).
4)Чтение стихотворения «Воспоминание в Царском Селе».
5)Отзыв поэта Г.Р.Державина о юном поэте.
6)Моё впечатление от картины.
IV.Закрепление
знаний.
1)Составление учащимися самостоятельных высказываний
по плану, в ходе которых исправляются речевые недочеты. Особое внимание
уделяется роли прилагательных в языке как важного выразительного средства.
V.Обобщение.
1)Слово учителя
-Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями,
ответили на все поставленные вопросы. Да, картина И.Е.Репина «Пушкин на
лицейском экзамене» - светлая, правдивая, добрая, что художник, очень любивший
поэта, называвший его «гением из стали», сумел выразить эту любовь к нему и
веру в то, что Пушкин станет «солнцем русской поэзии».