Цель урока:
закрепить полученные знания, развитие логического мышления, совершенствовать
навыки употребления деепричастий в устной речи, формирование умений
осуществления само и взаимоконтроля, воспитывать интерес к изучению русского
языка.
Оборудование:
элементы дома (карточка-блок, карточка-кирпичик, карточка-крыша, карточка-окно,
карточка-человечек)
Ход урока
I.Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня
у нас последний итоговый урок по большой, интересной и необычной теме русского
языка – "Деепричастие”. На предыдущих уроках мы старательно собирали
кирпичики-знания, чтобы построить большойграмматическийдом под названием
"Деепричастие”. Так давайте сегодня возведем этот дом, проверим и закрепим наши
знания, которые мы приобрели изучая тему "Деепричастие”.
II.Актуализация знаний.
-Ребята, скажите с
чего начинают строительство дома?
-С фундамента.
-Так давайте и мы
постараемся заложить фундамент нашего дома. Но для этого надо ответить на ряд
вопросов, которые написаны на блоках фундамента.
(
1). Закладываем фундамент, отвечая на вопросы,
которые написаны на
блоках фундамента:
а) Расскажите о
деепричастиикак глагольной форме.
б) От каких глагольных основ
и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия несовершенного вида.
в) От каких глагольных основ
и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида.
г) Какими членами
предложениямогут быть деепричастия?
д) Как деепричастия
выделяютсяв произношении и на письме?
е) Как пишетсяне сдеепричастиями? )
III.
Совершенствование и закрепление знаний.
-Молодцы, ребята.
Теперь попробуем поднять стены нашего дома. Для этого мы будем складывать
кирпичик за кирпичиком, отвечая на вопросы и задания, которые даны на них.
(
1). Выполняются задания, которые даны на
кирпичах дома:
а) Выпишите деепричастный
обороты с глаголом, к которому они относятся, определите вид деепричастий,
обозначьте суффиксы.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под узцы мужичок…
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших руковицах… а сам с ноготок!
б) Выпишите деепричастный
обороты с глаголом, к которому они относятся, определите вид деепричастий,
обозначьте суффиксы.
Положим, крестьянский ребёнок свободно
растёт, не учась ничему, но вырастет он, если Богу угодно, а сгибнуть ничто не
мешает ему.в)
Выпишите деепричастный обороты с глаголом, к которому они относятся, определите
вид деепричастий, обозначьте суффиксы.
Я сам наслаждался, валяясь,
на сене их шумным весельем.
Выпишите раскрывая
скобкидеепричастия и определите их вид.
д) Образовать деепричастие
несовершенного вида. Объяснить способ образования.
Работать, опускать, зажимать,
держать.
е) Образовать деепричастие
совершенного вида.Объяснить способ
образования.
Оглянуться, закипеть,
рассказать.
ё) Произведите синтаксический
разбор предложений, расставьте знаки препинания и вставьте орфограммы.
Поб…жали по деревенск..м улицам бурливые,
к..ричневые, св..ркающие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и
быстро в…ртя щепки и гуси…ый пух. (А.Куприн.)
ж) Произведите синтаксический
разбор предложений, расставьте знаки препинания и вставьте орфограммы.
Впереди обыкновенно бежал
свесив набок дли..ый роз…вый язык белый пудель Арто остриж…ый наподобие льва. У
перекрес(?)ков он ост…навливался и м…хая хв…стом вопросительно оглядывался
назад. (А.Куприн.)
-Справились, ребята. Молодцы! Поднять
стены - это еще не построить дом. Надо покрыть крышу. Думаю, мы и с этим этапом
работы справимся.
2) Выполняются
задания данные на элементах
составляющую крышу:
а) Спишите, вставляя
суффиксыдеепричастий.
Каштанка вошла в маленькую комнату,
ворч… и оглядыва…сь. Прямо на неёшёл, пригну…сь, серый гусь. Увиде… её, кот
вскочил, выгнул спину, задрал хвост и зашипел.
б) Спишите, вставляя суффиксы
деепричастий.
Опомни…сь, учитель увидел
привязанного медведя; зверь начал фыркать, издали обнюхива… своего гостя, и
вдруг, подня…сь на задние лапы, пошёл на него. Марья Кириловна, не успе…
одуматься, приняла записку и раскаялась в ту же минуту, но Дубровского не было
уже в зале.
- Молодцы, ребята.
Хорошими кровельщиками оказались вы. Теперь не страшен ни дождь ниснег. Но чего еще не хватает у нашего дома?
-Окошка.
-Да, ребята.
Вставим окошко, заглянем в дом и узнаем, что находится внутри дома.
Туристы хорошо отдохнули и
вернулисьв город. Путник раздвинул заросли плечоми наклонился над
ручьём.
-Ребята,
справились мы с вами со всеми трудностями строительства. Посмотрите, внутри
дома нас ждут человечки, которые просят о помощи. В дом вошли слова из других
частей речи. Для этого нам надо на слух выбрать и записать слова-деепричастия.
( 4).Объяснительный диктант.
Даны предложения на фигурках людей. Нужно
выбрать тефигурки на которых есть
деепричастия).
1. На валу подле маленькой
пушки сидел караульный, поджав под себя ноги.
2. Есть у меня одна игра.
3.Тот сидел на задних лапах, и в четвертых его
глазках застыло недоумение.
4. Слушая его, я вспоминаю
весну прошлого года.
5. Резко остановив машину,
отец спрыгнул на землю.
6. Я написал письма и пошел
на почту.
7. Коля открыл свой альбом и
предложил мне взять марку.
8. Читайте книгу аккуратно,
не загибая листов, не пачкая ее пальцами.
IV.Обобщение
материала.
- Ребята, сегодня мы с вами
закрепили знания по трудной теме. Выстроили большой и красивый дом. Со всеми
трудностями справиться вам помогли ваши знания, которые вы кропотливо копили на
протяжении когда изучали тему «Деепричастия». Молодцы, ребята.
V.Задание на дом.
Составить рассказ на тему «В загадочной стране «Деепричастие», употребляя, где
возможно, деепричастия.