Классный час "СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО!" Мирсаевой Альбины Айратовны -учителя русского языка и литературы
: Тематический
классный час: СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО!
Воспитательные цели классного часа:воспитание
патриотизма и любви к Родине, формирование
гражданской позиции детей, популяризация государственных символов, расширение
исторических знаний и представлений учащихся о государственной символике.
Предварительная
подготовка к классному часу:
Оформление книжной выставки, изучение гербов РФ, городов РТ.
Форма
работы:
Беседа.
Оформление:
Выставка книг о Заинске.
Музыкальное оформление.
Экран, проектор, компьютер
Ход
мероприятия
Звучит песня
«С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского,
муз. В. Баснера).
Учитель: Здравствуйте ребята. Все мы живем с вами в одной
стране в России - это наша Родина.
Ученик.
Родина – улица наша и дом,
Где ты играешь с любимым котом,
Где твой излюбленный ящик с песком,
Луг, чтоб бежать босиком,
Речка за светлым леском,
Зимний денек со снежком,
Лед под блестящим коньком,
Садик и школа потом.
(М. Линнамяги)
Вопрос: Ребята, скажите на каком языке мы с вами
разговариваем?
Ученики: На татарском и русском языках.
Учитель: Мы разговариваем с вами на одном языке - это наш
родной язык. Мы понимаем, друг друга, не только как на языке общения, а
понимаем на уровне эмоции, понимаем наши шутки. Например, общаясь с
иностранцами, им непонятны наши шутки, хотя они дословно знают перевод, ровно,
также как и мы не смеемся над их шутками.
Учитель:Мне хотелось
бы прочитать замечательные строки нашего земляка - поэта А.Демидова, участника
Великой Отечественной войны.
Наш город
Давайте
вспомним мы, давно ли,
Каких
– то сорок лет назад,
На
этом месте было поле,
Пустырь,
как часто, говорят
И вот тогда-то, к нашей чести,
Пришел промышленный прогресс,
И на безлюдном прежде месте
Возникла – Заинская ГРЭС!
Она
всему дала начало,
Преобразив
безлюдный край.
Совсем
другой округа стала:
Здесь
зарождался новый Зай.
Так началась большая стройка,
Что день за днём за годом год,
Довольно мужественно, стойко
Творил и создавал народ.
Путь
стройки не был слишком долог,
Но и
коротким не был он.
И
вот разросся наш посёлок,
А с
ним и Заинский район
Росли дома, росли кварталы,
Построен был завод колёс,
И всё не так, как было, стало:
Посёлок в город перерос.
Он,
город этот, - наш по праву.
И
нам его хранить и украшать.
Его
достоинство и славу
Трудом
своим приумножать!
Такие стихи мог написать только
человек, который искренне любит Заинскийкрай, свою малую родину.
Любовь к Родине - естественное
человеческое чувство. Оно не зависит от того, красивы ли реки, горы, леса, поля
и луга, мягок ли климат, богата ли она или бедна. Людям свойственно относиться
к своей Родине, какк родной матери.
У нашей страны есть свои праздники
понятные только нам, свои традиции, свои отличительные символы.
Вопрос: Какие праздники есть только у нас? (Старый Новый год, Сабантуй)
Вопрос: Какие традиции есть только у нас? (Баня по субботам)
Вопрос: Какие символы есть у нашей страны? (герб, флаг и
гимн)
Учитель: Эти отличительные символы вы знаете. У нашей страны
есть свои: флаг, герб, гимн. И куда бы мы с вами не приехали нас везде узнают,
если на нас будет надета вещь, на которой есть флаг или герб нашей страны.
Каждый
город в нашей стране имеет свой отличительный символ.
И у нас
жителей Заинского
района и города Заинска есть свой герб. Где бы мы не находилась, увидев герб Заинска нам станет
тепло на душе, потому что это что- то свое, родное. Это наш край,наша Родина.
Выступление заранее подготовленных
учащихся
1 ученик: Слово «гербы» пришло в русский язык в
16-17 вв. В его основе лежит немецкое erbе, что означает «наследство». Он
позволяет узнать своего владельца, а также судить о его положении, правах,
привилегиях. Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны,
родовой герб -о принадлежности его владельца к определенному сословию. Он
всегда являлся символом достоинства и чести, поэтому надругательство над гербом
расценивается как оскорбление его владельца. Это относится и к государственным,
и к любым другим гербам.
2 ученик:В средневековой Европе, например, герб
дворянина, совершившего недостойный поступок, могли подвергнуть своего рода
казни: публично перевернуть, разбить молотком, залить черной краской, лишить
каких–либо эмблем. Все это было сродни гражданской казни, когда человека лишали
его гражданских прав. Таким образом, владельцем может быть и отдельный человек,
и объединение людей, и государство.
Учитель: Все страны, города, как
зарубежные так и российские, имеют свои гербы.
Вопрос:Скажите, когда
образован город Заинск?
Ответ: Город Заинскобразован в 1978
году из поселка Новый Зай.
Вопрос:Когда
образованЗаинский район?
Ответ: Заинский район образован еще в 1935 году.
( На
доске вывешиваются несколько гербов разных городов Татарстана)
Вопрос:Ребята, покажите
мне, пожалуйста герб города Заинска?
Ответ: Учащиеся рассматривают картины с гербами. Называют
символ нашего города
Слайд №1 (изображение герба г. Заинск)
Вопрос: Рассмотрите герб нашего города и расскажите, что
изображено на гербе города? (ответы учащихся)
Вопрос: Что представляет собой герб Заинского района и г.
Заинска?
Ответ: Герб Заинского района и г.Заинска представляет собой
геральдический щит в виде цветка тюльпана
Вопрос: Как вы думаете, что олицетворяет собой цветок тюльпана?
Ответ: Цветок тюльпана олицетворяет пробуждение весенней
природы и символизирует возрождение города.
Вопрос: Что является центральным образом герба?
Ответ: Центральный образ герба - половина изображения
крылатого барса на красном фоне (часть герба Татарстана).
Вопрос: Скажите, что означает лист бумаги и гусиное перо на
зелёно-красном фоне?
Ответ: Справа лист бумаги и гусиное перо на зелёно-красном
фоне означают, что в районе есть
выдающиеся писатели, начиная с древности (Кул Гали).
Вопрос: Кто знает какой знак изображен внизу слева?
Учитель: Внизу слева изображение томга - знака древних
тюркских народов на фоне зелёного цвета. Это означает, что город Заинск имеет
древнюю историю.
Вопрос: Что символизирует изображение ГРЭС внизу справа?
Ответ: Внизу справа изображена ГРЭС - одна из крупнейших
станций России. Изображение рыбы символизирует богатство природы.
Вопрос: Кто попробует рассказать о символических значениях
цветов?
Ответ: Красный -
зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность района и г.Заинска; зелёный - зелень
весны, полей, возрождение всего живого; белый - чистота помыслов, намерений;
голубой - богатство водными запасами..
Вопрос: Когда утвержден и кто авторы герба города Заинска?
Ответ: Герб Заинска утверждён в 1995 году. Авторы: Назипов
Р.Г., Шамсетдинов Р.
Сообщения учащихся об авторах герба
г.Заинск.
Рефлексия.
Викторина 1.
Слайд№2
№
вопрос
ответ
1
Как называется раздел истории,
изучающий гербы и их происхождение?
2
Что олицетворяет собой цветок тюльпана?
3
Какой зверь изображен на гербе города
Заинск?
4
Что
означает лист бумаги и гусиное перо на зелёно-красном фоне?
5
Что
обозначает знак томга?
6
Что
символизирует изображение ГРЭС?
7
Символические
значения цветов на гербе Заинска?
8
Назовите
авторов, которые составили герб Заинска?
Ответы на вопросы викторины
Слайд №3
Учитель: Спасибо, ребята. вы внимательно слушали
и теперь сами можете рассказать и про герб города Заинска..
Ответьте мне, пожалуйста, на один
вопрос: "Зачем городу нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться".
Ученик: Прежде всего, они вызывают чувство
патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний
видим герб, флаг своего города, это большое чувство гордости за свой город и
район.
Ученица: Думаю, что в этом есть и приемственность
поколений, ведь герб уже сколько столетий несет тот же смысл.
Ученик: Символы говорят и о величии нашей страны,
города. Каждый человек гордится, что в
его стране, городе есть такая интересная символика.
Учитель: Наша символика дорога каждомучеловеку. Наш город и наш район гордится
своей историей, своим гербом и флагом. А на следующих классных часах мы с вами
поговорим о гербе Заинского района, флаге нашего города.